Воскресенье, 09.05.2021, 10:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Качугская СОШ №1 учитель русского языка и литературы Инга Валерьевна Зуева

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки внеурочных мероприятий » Разработки внеурочных мероприятий

Разработка внеклассного мероприятия "Душа ль моя Масленица!"
12.04.2016, 18:53

"Душа ль моя Масленица!"

(Инсценированный праздник-викторина по русской народной культуре для 5-ых классов)

Категория: Народная культура, фольклор

(Авторы разработки: Зуева Инга ВалерьевнаАгафонова Светлана Владимировна, МОУ Качугская СОШ № 1 Иркутской области

Цели:

  1. Знакомство детей в игровой форме с традициями масленичного обряда, обучение народным танцам, играм;
  2. Развитие эстетического вкуса, творческого потенциала, коммуникативных навыков детей;
  3. Привитие любви к национальной культуре, отработка умений работать в команде при достижении общей цели, ощущать себя частью творческого дела.

Задачи:

  1. Составить сценарий на основе отобранного всероссийского и специфического сибирского материала по масленичным обрядам (в доступной для данного возраста форме);
  2. Познакомить детей со сценарием, провести репетиции (прим.: Здесь так же, как и на основном мероприятии, педагогами будет отслеживаться достижение поставленных целей). В сценарий должны быть вовлеченывсе обучающиеся двух 5-х классов.
  3. Подготовить совместно с детьми реквизит, костюмы, декорации, угощение (см. прим. К № 2);
  4. Провести праздник с максимальным привлечением выступающих и сидящих в зале детей в яркой занимательной форме, помогающей донести до детей серьезное содержательное и воспитательное значение обрядовой культуры.

Музыкальный рядрусские народные мелодии в записи, песни и частушки в исполнении детей.

Реквизит: «Солнышко» из атласных ленточек, резная скамья, канат, прялка, народные костюмы и т.д.

Декорации:  ширма с изображением внутреннего убранства русской избы, репродукции картин Б.Кустодиева, В.Сурикова на масленичные темы.

Домашнее задание классам-командамблины по семейному рецепту с оригинальным названием, 5а – инсценировка песни «Кудерушки», 5б – инсценировка обряда «Кострома», мальчики 2-ых классов – масленичные частушки.

Учет работы командЖюри подсчитывает баллы за:

  1. Блины (вкусовые качества, оформление, оригинальность названия, точность или оригинальность рецепта – по 16 за каждый пункт) – 4б.;
  2. Домашнее задание (качество исполнения, ответы на вопросы – 5б);
  3. Победу в состязании «Канат» - 3б.;
  4. Дисциплину в команде – за хорошую добавить 3б.;
  5. Ответы в викторине.

 

Ведущие: Семеновна, Петровна (учителя, или 2 артистичные ученицы, или учительница и ученица; имена можно придумать на свой вкус: Машенька и Дашенька и т.д.);  дедушка Старый Валенок (ученик 5-го класса в огромных подшитых валенках)

                                                                                                 

 

Действие 1

 

Странный гость

 

Звучит народная музыка, выходят Петровна и Семеновна в народных костюмах, читают стихотворение «Душа ль ты моя, Масленица».

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

 

Уж ты, моя масленица,

Красная краса, русская коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка.

Приезжай к нам во тесовый дом

Умом повеселиться

Речью насладиться.

 

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти санях,

На широкой лодочке

В село пировать!

Изделия с Творческой выставки МКОУ КСОШ №1

 

 
Участники праздника на колокольне Качугского храма на Пасхальной неделе. 2012 год

 

  1. Здравствуйте, дорогие ребята!
  2. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с одним из самых любимых народных праздников - Масленицей. Ее называли «широкая Масленица» или «душа моя, Масленица»!
  3. Это очень древний весенний земледельческий праздник возрождения земли для новой жизни. В эпоху Христианства, которое пришло на смену язычеству, Масленица стала неделей  приготовления к Великому Посту, который длился долгие 7 недель. А каким христианским праздником заканчивался Великий Пост, ребята?  (Пасха). Масленицей неделя называлась потому, что мясо было уже в запрете, а масло, молоко, творог, сыр, яйца еще разрешались. По церковному неделю называли Сырной.
  4. Вот и у нас уже пригревает солнышко, скоро побегут ручейки, защебечут птички и вместе с Масленицей придет в наши края долгожданная… (Дети: Весна!!!)

Старый Валенок. Охо-хо! Кто тут шумит? Кто тут раскричался? Уходите все!

  1. Ой, кто это?
  2. Что вы здесь делаете, дедушка? Как вы сюда попали? Кого-то вы мне напоминаете… Вы, наверно, дедушка Алеши Моисеева (так у нас звали мальчика-актера - прим. авт.). Уж больно похожи.

Старый Валенок. Не чей я не дедушка! Я господин старый Валенок! Мне в обед – 300 лет! Ишь, размечтались: солнышко им, ручейки. Птички… Не будет ничего, не придет весна!

  • . Но все идет своим чередом.

Старый Валенок. А у  меня, хоть и живу на чердаке, есть великая сила – морозы держать. Я уже три зимы вас морожу (В Качуге, действительно были очень холодные зимы - за 40-45 градусов- прим. авт.),  а нынче вовсе хочу без весны и лета оставить. Ежели я на покой не уйду – не придет Масленица, не придет весна!

  • . Что же делать! Мы к весне готовимся, гости пришли… А тут!..

Старый Валенок. Ладно, расскажу свой секрет: ежели меня развеселить – я становлюсь добреньким-предобренький, смирненький-пресмирненький!  А доброго меня на сон тянет. Вот и уйду на свой чердачок до следующей зимы.

  • . Ребята, развеселим дедушку Старого Валенка?

Старый Валенок. Пусть ребята не только веселят меня и гостей, но и свои знания покажут. Я им тогда подарочки дам. Знают ли они наши традиции и обряды?

  • . Итак, условия нашего праздника-викторины: развеселить Старого Валенка – раз; показать свое домашнее задание на пять баллов – раз; набрать как можно больше жетонов за ответы (для этого каждый класс-команда, следите внимательно за всем, что происходит) – это три!
  • . В нашем жюри – уважаемые родители: (Представить)

 

Действие 2.

Как на Руси Масленицу праздновали!

Петровна. Как вы знаете, на Масленицу сжигалось на большом костре чучело в женском одеянии, которое так и называли -   Масленица. Так народ прощался с холодами и встречал тепло. Кроме того, разыгрывались представления, где Масленицу играла какая-нибудь девушка. Представляем вашему вниманию масленичный обряд «Кострома» в исполнении девочек 5Б класса.

Исполнение обряда

 

Масленичный обряд «Кострома» (одна из девочек - Кострома-Масленица- сидит в центре с прялкой, остальные во время пения ходят вокруг нее, пританцовывая в народном стиле)

Хор девочек:

Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костромушки кисель с молоком,

У Костромушки блины с творогом!

1 девочка:  Здоровенька, Кострома. Чаво делаете?

  • Кудель пряду!

1 девочка: Ну, пряди, пряди!

Хор поет тот же припев.

2 девочка: Здоровенька, Кострома, чаво делаете?

Кострома: Работала-работала да устала!

2 девочка: Ну, отдыхай!

Хор поет припев.

3 девочка: Здоровенька, Кострома! Чаво делаете?

  • Да вот уработалась да заболела!

3 девочка: Ну, выздоравливай!

Хор поет припев.

4 девочка: Здоровенька, Кострома, чаво делаете?

  • : Ой, девки! Болела-болела да   вот помираю!
  • Ой-е-ей! Кострома помирает!

Хор поет припев.

5 девочка: Здоровенька, Кострома, Чаво делаете?

  • Помярла я, помярла!

5 девочка: А чаго ж разговаривашь?

  • : Да по прявы-ычке!

Хор поет припев.

6 девочка: Здоровенька, Кострома! Ну ты как?

Кострома: Да разве с вами помрешь! Плясать пойду!!!

Все вместе идут по кругу и поют припев.

 

 

Изделия с Творческой выставки МКОУ КСОШ №1

 

  •    Понравился тебе, дедушка, масленичный обряд?

Старый Валенок. Понравился! Молодцы! Что-то я добреть начинаю… Вот только хочу спросить девочек: Почему Кострома, а не Масленица? (Ответ: Это синоним названия Масленицы в некоторых русских губерниях. Кострома – от слова «костер»)

А я еще помню: на масленичной неделе у каждого дня свое название было: понедельник – Встреча (стряпали блины, первый блин отдавали бедным).

  • . Вторник называли   Заигрыши (парни приглашали девушек покататься на санях с горки).
  • . Среда – Лакомки (ходили в гости и сами угощали)
  • . Четверг – Широкий четверг (народные гуляния, скоморохи и так далее).

Старый Валенок. Пятница – Тещины вечерки (молодые ходили в гости к старшим родственникам, строили снежные городки).

  • . Суббота – Золовкины посиделки (провожали Масленицу, гостили у золовок – сестер мужа).
  • . Воскресенье – Прощеное воскресенье. А почему, ребята, оно так называлось? (Ответ: Люди после вечернего церковного богослужения просили друг у друга прощение перед Великим Постом)

Покажите, добры молодцы, удаль молодецкую, как ваши прадеды на масленицу!

 

Состязание «Канат» (по 5 мальчиков от класса состязаются на перетягивание каната)

 

 

  1. А кто нашего дедушку не побоится перетянуть? (Наш актер был чемпионом по греко-римской борьбе и его одного с трудом перетянули несколько человек!-прим. авт. )

Семеновна. Старые люди вспоминают, что в наших сибирских деревнях еще лет 50 назад устраивали масленичные поезда из скрепленных саней, садили на них большую куклу – Масленицу, украшали поезд лентами-бубенцами, садились чуть не всей деревней и ехали с песнями брать снежную крепость.

Старый Валенок. Так же проверяли удаль молодецкую в кулачных боях, катались с высоченных горок, водили хороводы, плясали и пели, ходили ряжеными, принимали гостей… Есть картины Б.Кустодиева и В.Сурикова, посвященные масленичным гуляниям…

 

  1. В домах некоторых русских губерний потолок украшали «солнцем» из ленточек. Сейчас нам покажут похожее «солнышко» девочки из 5А класса. (Приглашаются девочки с «солнцем», показывают «солнце», поют песню «Кудёрушки»: «Красна девица вила кудерушки…»).

Старый Валенок. Ой, как хорошо, как весело! Прямо я все добрею и добрею.

Петровна. Сейчас вы увидите совместный номер мальчиков разных классов, они исполнят масленичные частушки. Только я попрошу поддержать их аплодисментами.

Частушки на Масленицу (Мальчики 5А, 5Б)

 

Частушки на Масленицу (мальчики)

1.Мы ребята боевые, мы нигде не пропадём:

Мы зимою среди поля земляники наберём!

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

2.Я на Масленку катался, трое санок изломал,

Ворона коня измучил, но девчонок покатал!

 Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

3.Я хотел, хотел жениться числа 25-ого,

А маманька- то узнала, куда-то паспорт спрятала.

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

4 Наливай маманя щей, я привёл товарищей,

Наливай холодных:  я привёл голодных!

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

5.Нас компания собралась разудалых молодцов,

У кого нету рубахи, у кого нет сапогов.

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

6.Купи, тятя, мне коня – вороные ножки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

7.Запрягу я вороного в расписные сани,

Кому хочется плясать, выходите сами.

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

8. Мамка стряпала блины,

Мы их мигом слопали!

За частушки просим вас,

Чтобы вы похлопали!!!

Припев: Ой,  роза ты, роза моя,

Роза-роза бело-розовая!

 

  •  

 

(Старый Валенок не выдерживает и пускается в пляс)

Старый Валенок. Ой, насмешили, ой. Порадовали! Хочу добрым молодцам задать вопрос: вот вы тут жениться решили… а разрешалось венчаться на Масленицу? (Ответ: Нет, шла подготовка к Посту). 

 

Действие 3.

  1.  

Вопросы командам задаются тремя ведущими поочередно, сообщается цена вопроса в количестве баллов за полный ответ, если команда не отвечает, вопрос уходит к другой, а затем к гостям. За каждый правильный ответ гостю – блин).

 

  1. В чем смысл праздника Масленицы? (3б.) Это был очень древний весенний земледельческий праздник возрождения земли для новой жизни. В эпоху христианства, которое пришло на смену язычеству, Масленица стала неделей приготовления к Великому посту, который длился долгие 7 недель.
  2. Почему праздник так называется? (3б)   Масленицей неделя называлась потому, что мясо было уже в запрете, а масло, молоко, творог, сыр, яйца еще разрешались. По-церковному неделю называли Сырной, или Мясопустной («мяса пусто»).
  3. С какого дня недели начиналась и каким заканчивалась Масленица? (2б) (понедельником – воскресеньем)
  4. Как назывались первый и второй день масленичной недели? (2б).Встреча, Заигрыши
  5. Как назывались третий и четвертый дни масленичной недели? (2б)(Лакомки, Широкий Четверг).
  6. Как назывались пятый и шестой дни? (2б) (Тещины вечерки, Золовкины посиделки).
  7. Чем заканчивалась Масленица? (Прощеным воскресеньем).
  8. Почему воскресенье называлось Прощеным? (2б). (Просили прощение на кладбище у покойных родственников, а потом у всех близких).
  9. Почему на Масленицу пекли блины? (2б) Это символ солнца.
  10. Что из хлебных изделий еще считалось символом солнца и вечной жизни у славян? (3б) (Колобок).
  11. А почему в обряде «Кострома» упоминается кисель? (3б). Киселем поминали усопших.
  12.  Чего нельзя было кушать на Масленицу? (2б). Мясные продукты.
  13.  Игрались свадьбы на масленичной недели (2б)  Нет, шло приготовление к Великому посту.
  14. За сколько недель до Пасхи начиналась Масленица? (4б)  8 недель(1 масленичная+7 недель Поста).
  15. Какие картины русских художников, посвященные Масленице вы знаете (4б). (Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»).
  16. Какие народные масленичные забавы вы знаете? (по 1 б за ответ, поочередно классы). (Катание с горок, ходили ряжеными, кулачные бои, взятие снежного городка, катание куклы-Масленицы, ее сжигание и т.д.
  17. Какие виды старинной русской одежды вы знаете? (По 1 б за название, отвечают классы поочередно). Рубаха-косоворотка, кафтан, понева, кокошник, душегрея, армяк, сорока, кичка, платок, кушак, картуз, ферязь (нарядная одежда с застежкой спереди) и др.

Дополнительные вопросы.

  1. Как завести тесто на пресные блины (5б)
  2. Как завести тесто на кислые блины? (5б)

Петровна. Пока жюри подводит итоги, поиграем в народную игру «Бояре».

(Вызываются по 4 человека от класса=4 гостя).

Игра «Бояре»

(Две команды поочередно, взявшись за руки,  наступают друг на друга, исполняя свою реплику)

1.Бояре, мы к вам в гости пришли, (на 1-й строке движение вперед)

Молодые, мы к вам в гости пришли! (на 2-й строке движение назад)

  1. Бояре, а зачем вы пришли,

Молодые, а зачем вы пришли?

  1. Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна!

  1. Бояре, а какая вам нужна,

Молодые, а какая вам нужна?

  1. (совещаются)

Бояре, нам (имя выбранной девочки) нужна,

Молодые, нам (…) нужна!

  1. Бояре, она дурочка (глупая) у нас,

Молодые, она дурочка у нас!

  1. Бояре, мы ей плеточку дадим,

Молодые, мы ей плеточку дадим!

  1. Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

  1. Бояре, мы ей пряничка дадим,

Молодые, мы ей пряничка дадим!

  1. Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят!

  1. Бояре, не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

«Невеста»  разбивает цепь  и возвращается в свою «семью» с «женихом» или не разбивает и остается в «семье жениха» , затем также  играют  с  «женихом»)

 

 

Жюри объявляет итоги.

Старый Валенок. Поздравляю вас, ребята, с праздниками и победами! Какие вы веселые и умные! А я такой добренький стал! (Зевает). Спать пойду… Пущай весна приходит, пущай солнце ярче светит и птички щебечут. Пущай душа наша Масленица идет!!!

(Раздача сладких призов каждому классу в красивых сумочках)

ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА.

Категория: Разработки внеурочных мероприятий | Добавил: annazueva1966
Просмотров: 609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2021
uCoz