МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И
ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Требования государственного стандарта
Требования государственного стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает:
- осмысление учащимися цели чтения;
- осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;
- овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объёма информации.
Темп техники чтения вслух
Полугодие
|
Количество слов в минуту
|
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
I полугодие
|
100-110 слов
|
110-120 слов
|
120-130 слов
|
II полугодие
|
110-120 слов
|
120-130 слов
|
130-140 слов
|
Требования к тексту для проверки техники чтения
Тексты, используемые в ходе проверки техники чтения, должны отвечать следующим требованиям:
- иметь прозрачную сюжетную основу;
- состоять из предложений несложной конструкции;
- не включать в свой состав диалоги, пространные описания, стихотворные строки;
- состоять из слов знакомых детям (прочитанных ими ранее в составе других текстов);
- быть возможно более нейтральными в эмоциональном отношении (возможно использование доступных ребёнку нехудожественных текстов)
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию ткста4
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Рекомендации по формированию и проверке техники чтения
- Осуществлять проверку техники чтения с 5 по 7 класс.
- Проверка проводится в привычной для детей обстановке, в классе, где они учатся. При этом ученик, читающий текст должен находиться рядом со своим учителем, который и проводит проверку.
- Вести учет навыка чтения по предложенной схеме:
№ п/п
|
Фамилия,
имя уч-ся
|
Способ чтения
|
Темп
чтения
|
Грамотность
чтения
|
Осознанность
чтения
|
Выразительность чтения
|
Общая
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Осуществлять контроль правильного навыка чтения и понимания текста, используя следующие технологические элементы:
- ежеурочные пятиминутки чтения;
- жужжащее чтение;
- пересказ содержания;
- самозамеры (по сигналу учителя дети в течение двух минут одновременно читают один и тот же текст, а затем подсчитывают количество прочитанных слов);
- молчаливое чтение:
- заранее заготавливаются индивидуальные карточки с текстом и чистые листы бумаги (бланки ответов);
- учащимся предлагается прочитать про себя текст за отведённое время (3-5 минут);
- по каждому абзацу заранее формируется вопрос, вопросы выносятся на доску или раздаются на отдельных листах каждому ребёнку;
- после того как закончится время, отводимое на чтение, детям предлагается закрыть текст и письменно ответить на вопросы;
- при определении темпа чтения суммируется количество слов каждого абзаца, по содержанию которых был дан верный ответ ;
- ученик читает текст, учитель замечает время, учитель закрывает текст, ученик отвечает на вопросы по содержанию текста;
- ведение читательских дневников.
|