Из опыта краеведческой работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Краеведческую работу в школе считаю не просто интересной, не просто расширяющей кругозор, обучающей добывать знания самостоятельно, но и очень важной еще и потому, что она затрагивает какие-то глубинные генные слои, которые необходимо разбудить в процессе становления человека как личности.
Хочу поделиться некоторыми личными наработками. На уроках русского языка, литературы, литературы Восточной Сибири даю задания, во-первых, творческого, во-вторых, поискового характера. Именно эти виды работ зачастую смыкаются с краеведением и подчас дают интересные результаты.
Творческие задания
В методическом сопровождении к учебнику «Писатели Восточной Сибири» предлагаются варианты таких работ при изучении того или иного произведения. Активно пользуясь этими идеями, дополняю их своими находками.
В 5-м классе предлагаю, например, детям создать свою «Таежную азбуку» или «Азбуку Качугского леса» (по аналогии с «Лесной азбукой» М.Е.Трофимова). Дети «разбирают» буквы и пишут небольшие стихотворения о каком-то представителе нашей флоры или фауны на свою букву.
Вот что может получиться:
«О» - Окунь
Окунь водится в реке
На большом течении,
Ему большие расстояния
Даются без мучения.
(Дзевановский Савелий, 11 лет)
«Л» - Листвень
Листвень вырос на горе,
На скалистой круче,
Встал на утренней заре –
Стройный и могучий.
(Жуков Марк, 11 лет)
В одном из 5-х классов после изучения очерка В.Г.Распутина «В тайге над Ба калом» ребята писа- ли сочинение «Мой день». Я пояснила смысл заголовка: «Мальчик – герой рассказа – пережил неповторимые ощущения во время похода за таежной ягодой. Это были открытия именно ЕГО ДНЯ, ДНЯ с «большой буквы», когда чувствуется и понимается что-то важное . Часто такой день случается наедине с природой, когда все вокруг кланяется и идет в руки человеку, когда ему открываются тайны…» Я рассказала о своем дне, выпавшем на мою долю в годы студенческой юности, на Байкале. Ребята увлеченно принялись за дело. С таким заданием охотно и успешно справляются даже очень слабые ученики. Может быть, потому что это по-настоящему лично пережитое, греющее душу.
В марте мы решили собрать наши сочинения, сопроводить их рисунками и поздравлениями отправить автору очерка ко дню рождения. Все это делалось детьми искренне, от души, без подталкиваний. Класс не блещет грамотностью, но в сочинениях было столько теплоты, участия, радости, что я отправила их все до единого, без исправлении, заказным письмом.
Не было предела ликованию, когда в мае мы получили ответ: теплое и мудрое послание Валентина Григорьевича. Есть там такие строки: « Повезло вам в том, что вы живете в Качуге (…)Лена, тайга, природная благодать, когда и вы знаете лесные тропинки, и лесные тропинки знают вас и радуются, когда вы ступаете по ним – это ничто не заменит. И как бы потом не сложились ваши судьбы, в какие бы дали дальние и города громкие судьбы не направили вас – вот этого, родного, вы никогда не забудете, и это родное будет вас вдохновлять всю жизнь…»
Я размножила письмо по просьбе ребят, и теперь каждый бережно хранит его дома. Валентин Григорьевич обмолвился о возможном приезде, но мы не очень надеялись. И так радости было достаточно.
И вдруг в сентябре нового учебного года Валентин Григорьевич приезжает к ребятам со словами: «Я же вам обещал, надо выполнять обещания!» Встреча была замечательной!.. Ребята задавали вопросы по произведениям и просто о жизни. Валентин Григорьевич по-доброму отозвался о сочинениях и поздравлениях ребят, рассказывал о детстве, о прототипах своих героев, о том, что такое дружба, почему важно много читать, быть грамотным, о судьбе России и малой родины…
В конце встречи ребята засыпали гостя подарками: здесь и альбомы собственных сочинений, и рисунки, и поделки, и много, много цветов.
В такую замечательную встречу вылилось обычное задание на обычном уроке по литературе Восточной Сибири.
Задания поискового характера
Очень люблю давать задания пробдемно-поисковые. Они развивают самостоятельность в «добыче» знаний, учат пользоватся дополнительной, а том числе справочной, литературной, интернет-ресурсами, овладевать техникой интервью и т. д.
Обычно бывает так: во время записывания общего домашнего задания «закидываю удочку»: «А кто сможет, ещё и найдёт материал о… ответ на вопрос… и т. д.» Темы заданий или продумываются заранее , или стихийно возникают на уроке. Бывает, задание не находит отклика, бывает подготовится несколько человек, а то и почти весь класс. А иногда (и это самое интересное) мини-поисковые задания перерастают в исследовательские работы (индивидуальные проекты учащихся.)
В прошлом учебном году порадовала активность 6-классников. Пуляевская Людмила в ответ на вопрос Г.Граубина «Кем был твой прадед на Руси?» из известного стихотворения, не ограничившись кратким ответом, занялась составлением родословной, опросила родных, покопалась в этимологических словарях и написала работу «История фамилий моего рода».
После изучения на ЛВС сказки «Бурка,Каурка и Синегривый конь» была интересная беседа о традиции глубокого почитания родителей у наших предков, я рассказывала записанные в Качугском районе народные предания на эту тему. Жуков Марк вернулся к этому вопросу в 6-м классе при изучении словообразования. На стыке двух таких разных тем родилась идея проекта: изучить происхождение слов, обозначающих семейно-родовые связи. В процессе работы ученик усвоил даже некоторые азы сравнительного языкознания. В восприятии одноклассников, когда слушали его, одно сопоставление слов мать-материк-Матрёна-матрёшка-матёрый –даже матерное слово) чего стоило! У некоторых любителей нецензурно выражаться было заметное ошеломление от осознания того, против кого, в первую очередь, эта ругань направлена. Краеведения соглашусь, здесь было мало, но именно оно явилось отправной точкой для развития мысли.
Совсем не с литературной темой («История села Манзурка Качугского района») попросилась под моё научное руководство С. Маша. Ей захотелось участвовать в районном краеведческом конкурсе, беседы об истории Качугского района тоже заинтересовали. Но была и внутренняя причина: ей было неуютно в классе, хотелось «расправить крылья», проявить себя. Отказать было невозможно.
В результате Мария выступила со своим рефератом на школьной конференции, на библиотечном семинаре. Работа была опубликована в местной газете и получила 3 премию в краеведческом конкурсе. В классе Машу теперь уважают, с ней многие хотят дружить. Учиться она стала заметно лучше.
Грибович Ирина написала работу «Человек и его время. Жизнеописание моего прадеда, Протасова К.П.,ветерана ВОв». Источник идеи для этого исследования: желание отдать день памяти недавно ушедшему из жизни прадеду. Я видела, как в процессе работы менялась Ирина: чувство внутренней тоски уступало место чувству благодарности и выполненного перед дорогим человеком долга. С этой работой Ира выступала на областной конференции, посвященной 65-летию Победы, участвовала в районном конкурсе и получила вторую премию.
Зуев Иннокентий не учится в моём классе, он - восьмикласник (и мой сын). Его очень заинтересовала (под влиянием рассказов деда по линии отца о детстве, о родной деревне) тема разрушения так называемых «неперспективных» деревень. Материалы, собранные в библиотеке, он дополнил собранными им устными рассказами выходцев из уничтоженных деревень. Его исследование «К вопросу о вымерших деревнях Приленья» было выдвинуто на районную конференцию школьников, получило вторую премию в краеведческом конкурсе. Особенно рад и горд за внука был дедушка. Внук высказал его боль, и будто легче стало пожилому человеку. Кеша размножил работу и преподнёс всем тем, кто поделился с ним своими воспоминаниями.
Уверена, что направляя и поддерживая учеников в подобных изысканиях, мы укрепляем внутрисемейные связи.
В связи с 65-летием Великой Победы весной 2010 года предложила 6 «а» написать сочинения о бабушках и дедушках, чьи детство и юность выпали на военные годы. Шестиклассникам очень понравилось расспрашивать родных о том времени, они много открыли для себя, невольно сравнивая своё и то далёкое детство. Но главное, «старый да малый» поговорили. Видимо, не так часто это случается в современных семьях, как хотелось бы. Сочинения получились трогательные, без душевного волнения читать невозможно, решили следом провести классный час в виде устного журнала «Семейной памятью хранимые», где ребята озвучивали свои рассказы, а затем ведущие представляли героев этих рассказов - приглашённых бабушек и дедушек. Вот Жукова Лена рассказывает о молоденькой девушке Ане, которая спасла в военные годы от голода соседских ребятишек - и встаёт уже далеко не молоденькая Аня, Анна Прокопьевна, и , смахивая слезинки, продолжает рассказ правнучки.
На такие же тёплые, сокровенные беседы с родными подвигаю десятиклассников на уроках «Основы психологии семейной жизни» (предмет три года назад включен в учебный план нашей школы). Какие открытия делают юноши девушки , какой радостью светятся их глаза, как горят они желанием поделиться узнанным! - «Моя фамилия – Амосова. Амосовы - древний дворянский род, ведущий начало от Василия Амосова, жившего в начале 17 века. Его имя записано в 6-й части родословной книги, составленной в Курской губернии». (Амосова Аня)
«Мой прадедушка – Аксаментов Николай Степанович, был, видимо, ссыльным. Из рассказа моей бвбушки Андрияновой Варвары Николаевны я узнала, что он очень хорошо играл на скрипке. Его приглашали играть на свадьбах, похоронах… Хоронили его тоже со скрипкой…» (Глызина Алена )
«Раньше большую роль в воспитании играли поверья. Нельзя было мести пол с остановками. Говорили: «Муж будет бить долго, c остановками». Всерьез не воспринимали, но все-таки верили…» (Сафонова Лена)
«В семье моего деда было семь детей. Мать ушла на фронт в партизаны. Жили они в Чувашии, жили у бабушки. Когда дедушке было 3-4 года, он ходил по деревне с песнями. Жители за это давали ему хлеб, картошку, яйца. Он собирал все себе в котомку и приносил бабушке». (Костина Катя)
«Воспитание, по рассказам бабушки, раньше было строгим. Гулять допоздна не разрешали. За ослушание могли лишить прогулок на две недели. За плохую учебу в институте родители могли перестать высылать деньги. За хорошо выполненную работу всегда хвалили». ( Пчельников Дима)
«Нужно помнить свои корни, ведь мы сейчас живем только потому, что наши деды побеждали и верили в будущее страны». ( Глызина Алена)
Краеведческой работе в нашей школе традиционно уделяется большое внимание. Учителя истории курируют работу школьного музея, идет работа по составлению учительских династий, ежегодно проводится научная конференция «Шаг в науку» ( Руководитель – Волкова Е.К.), где можно узнать историю знаменитого Качугского масла, Качугской Судоверфи, больницы, колхозов и совхозов, биографии земляков.
Такая работа необходима, так как она :
1.позволяет понятию «история Отечества» стать менее абстрактным , более прочувствованным и личным;
2.способствует укреплению внутрисемейных связей;
3. помогает детям решить внутренние психологические проблемы.
В этом году количество заниматься краеведением выросло. Пожелаю успехов себе и своим ученикам.
Литература:
1.Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей. Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение,1984.
2.Методика историко-краеведческой работы в школе пособие для учителей./ Под ред. Н.С. Борисова, В.В. Дранишникова. М.: Просвещение,1982.
3.Окладников А,П, Шишкинские Писаницы. Иркутск, 1958.
4. Тальцы. Научно-популярный иллюстрированный журнал. Специальный выпуск, посвященный памяти свт. Иннокентия (Вениаминова).Митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки, №1(5), 1999.
5.Романов Г.И., Новиков П.А. Иркутское казачество ( 2-я половина 17 – начало 20 века). Иркутск, ООО НПФ «Земля Иркутская», 2009.
6. Материалы газет «Ленская правда» и «Верхнеленская жизнь» разных лет.
7. Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» // О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год.. |