Итоговая контрольная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 10 класса
(в формате ЕГЭ, задания 1-19)
Ответом может быть цифра, слово или словосочетание, которые необходимо внести в бланк для ответов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3)<...> современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.
5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако
Поэтому
Например,
Наоборот
В то же время
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.
1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крАны
некролОг
экспЕрт
тортОв
Отрочество
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.
"До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.
Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.
Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.
Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
спелых АБРИКОСОВ
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНА
МОКЛА под дождём
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
А) ошибка в построении
предложения с причастным оборотом
|
1).Никто из тех, кто играл в школьной волейбольной команде,
не стал профессиональным спортсменом.
|
Б) ошибка в построении
сложноподчиненного предложения
|
2). Дорога привела нас к деревеньке, поразившей всех
своим заброшенным видом.
|
В) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
|
3). На уроке литературы мы рассуждали, что в своих рассказах
А.П. Чехов по-новому покахал тип «маленького» человека.
|
Г) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
|
4).Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
|
Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
|
5). Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.
|
|
6). Грибники вышли на поляну, где росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят.
|
|
7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
|
|
8). Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.
|
|
9). Я спрсил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
огл..шение
б..ланс
р..спублика
к..талог
приск..кать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..свистывать, пр..мудрый
в..кружить, бе..корыстный
о..гадать, пре..усмотреть
пр..клеить, пр..неприятный
о..ключить, по..пустить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстра…ваться
овлад..вать
завистл..вый
заканч..вать
доверч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
постел..шь
движ..мый
уменьш..нный
подкол…шь
обид…вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек.
«Успокойте друга», - сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка.
У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца.
Мне вовсе (не)интересно схватить насморк.
Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.
ДЕМОВЕРСИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 10 КЛАССЕ
Часть 1.
1. Какому направлению принадлежат произведения Тургенева, Гончарова, Островского:
А)Классицизм Б)Реализм В)Романтизм Г)Сентиментализм
2. «Кнутом иссеченная Муза» - это образ чьей поэзии?
А) А.С.Пушкина
Б) М.Ю.Лермонтова
В) Ф.И.Тютчева
Г) Н.А.Некрасова
3. Первый период творчества Н.Островского связан с его работой в литературном журнале
А) «Современник»
Б) «Мосвитянин»
В) «Отечественные записки»
Г) «Сын Отечества»
4. Кто из героев романа «Отцы и дети» вступается за крестьян, но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?
А) Базаров
Б) Николай Петрович Кирсанов
В) Павел Петрович Кирсанов
Г) Аркадий
5. Укажите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека»?
А) «Братья Карамазовы»
Б) «Преступление и наказание»
В) «Бедные люди»
Г) «Идиот»
6. Герой романа «Преступление и наказание» совершает своё убийство ради:
А) Оправдания своей теории
Б) Близких ему людей
В) Семьи Мармеладовых
Г) Денег
7. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?
А) в эпизоде дуэли с Долоховым
Б) на батарее Раевского
В) в плену
8. Какая известная картина русского художника напоминает стихотворение Некрасова «На Волге»?
А) И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»
Б) И.И.Левитан «Вечер на Волге»
В) И.С.Петров-Водкин «Девушки на Волге»
9. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?
___________________________
10. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?
________________________________
11. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминается массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем.
А) оголенные, белые, полные плечи
Б) черные глаза, большой рот
В) сухое лицо
Г) лучистые глаза, тяжелая походка
Д) плешивая голова, плоское лицо
1) Наташа Ростова
2) князь Василий Курагин
3) Элен Курагина
4) Андрей Болконский
5) Мария Болконская
12. Соотнесите автора, произведение и жанр:
А.Н.Островский
Л.Н.Толстой
Н.А.Некрасов
А.А. Фет
«Ещё майская ночь»
«Кому на Руси жить хорошо?»
«Бесприданница»
«Анна Каренина»
Роман
Драма
Лирическое стихотворение
поэма
Часть 2.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
А.А.Фет
- Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?
________________________
- Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?
_______________________________
- В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?
______________________________________
- Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер».
____________________________
|