Воскресенье, 09.05.2021, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ Качугская СОШ №1 учитель русского языка и литературы Инга Валерьевна Зуева

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки к урокам » ЛИТЕРАТУРА

РАЗРАБОТКА УРОКА
12.04.2016, 19:04

Роль описания животного в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

 

Интегрированный: Русский язык (развитие речи), литература.

                                                                                      План урока.

Учебно-воспитательные задачи

Обучающая: показать художественное назначение описания в литературном произведении, закрепить знания о типах речи

Развивающая: развивать умения применять теоретические знания на практике, анализировать текст, находить в нем признаки художественного описания, понимать замысел писателя, активизировать мыслительную деятельность /сопоставление, обобщение, вывод/, пробудить желание стать вдумчивым читателем

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, уважение  к человеческому достоинству

Наглядность, оформление доски: портрет И. С. Тургенева, иллюстрации И. Пчелко к рассказу «Муму», Рисунки детей к эпизодам-описаниям (индивидуальное задание): «Каморка Герасима», «Муму – щенок», «Дорога Герасима домой».

Место для записи темы свободно, ниже – таблица для заполнения с учащимися на уроке:

1.Название текста

2.Стиль речи

3.Тип речи

4. Что помогает понять читателю?

5. Роль текста

 

 

 

 

1.*

 

2.

 

3.

 

4.

На обратной доске – высказывание П. П. Анненкова о В. П. Тургеневой- Лутовиновой /прототипе барыни из рассказу «Муму» /: «Никто не мог равняться с нею в искусстве унижать, сохраняя приличие».

На партах учеников : учебники по литературе, тетради по развитию речи, ручки, простые карандаши.

                                 

                            

   Ход урока

  1. Оргмомент, повторение пройденного материала.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, затем предлагает вопросы, подводящие детей к самостоятельной формулировке темы интегрированного урока.

Учитель. Ребята, почему уроки русского языка и литературы ведет один учитель?

Ученики. Знания, полученные на уроках русского языка, помогают нам

на литературе и наоборот, эти уроки  связаны с изучением родной речи…

 

 

*Пронумеровать предполагаемые  «роли» можно заранее или в течение урока с учениками

 

Учитель. Да. И соединение этих предметов у нас происходит часто. Но сегодня мы полностью объединим эти уроки в один. А его тему вы сформулируете сами. Для этого вспомните, что мы изучили  недавно на уроках по развитию речи.

Ученики. Типы речи.

Учитель. Сколько их? Какие ? С каким типом познакомились подробнее ?

Ученики. Три: описание, повествование,

рассуждение. Подробнее изучили описание

Учитель. А что изучаем на уроках литературы ?

Ученики. Рассказ И. С. Тургенева «Муму»

Учитель. Встречаются в нем описания ? Какие ? Какое  самое развернутое и подробное ?Почему именно это ?

Ученики. Встречаются описания героев, природы, жилища… Самое подробное – описание Муму. Наверное, потому что ее именем назван рассказ, ее образ – важен в произведении…

Учитель. Т. е. у этого описания /оно называется описание животного/ есть какое-то особое значение, особая роль? Запишем это ключевое слово /пишу на доске  «Роль…»/. Озвучьте остальное…

Ученики«Роль описания животного в рассказе И. С. Тургенева «Муму». (Учитель записывает тему урока)

Учитель. Цель урока – в теме. А сколько ролей можно предположить: одну или несколько? Да, не одну, т. к.  у каждой части художественного произведения богатые возможности. Мы будем работать с текстом рассказа и заполнять таблицу.( Можно добавить, что работа с таблицей подготовит учащихся к сложной работе в будущем: комплексному анализу текста). Как озаглавим наш текст? Тип речи? Стиль речи?  (Заполняем таблицу). Вспомнив беседы по рассказу на уроке литературы, вы уже можете кое-что предположить для колонки «Роль текста»

Ученики. Описания предметов, жилища помогают лучше представить то, что описывается, а также  раскрыть образ главного героя…

/Записываем под №№ 1 и 2 в 5-й колонке, ученики в тетрадях/

Учитель. А я предположу еще №3 и № 4…Загадок будет много. Одну из них я без всяких объяснений  поместила в сторонке / открываю цитату П. Анненкова/. К концу урока мы должны вернуться к этой странной фразе, только загадкой для вас она уже быть перестанет.

 

  1. Закрепление ранее изученного и знакомство с новым материалом.

1)Подготовка к анализу текста.

Учитель. Чтобы работа  шла успешнее, повторим структуру текста-описания животного /В учебниках предлагались для рассмотрения описания слона, козочки, кошки…/ и признаки художественного описания /отличия от научного/.

 

Ученики вспоминают данный материал, учитель кратко записывает на боковой доске:

                  Структура текста описание животного:

а) внешний вид                                

/возраст, порода,

окрас, глаза, лапки             «работают» прилагательные  

и т. д./

б) повадки и другие          «работают» глаголы

 действия

                      В художественном описании :

а) выделяется самое яркое;

б) используются худож. средства /тропы: эпитеты, сравнения, метафоры…/

в) используется оценочная лексика / в т. ч. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами …/ и т.п.

 

 

2Работа с текстом./ Может проводиться по учебнику или на распечатанных текстах из гл. 3 рассказа «Муму» простым карандашом/

а) Выразительное чтение текста учащимисяВопрос после чтения: « Сколько частей в этом тексте? Почему?»

б) Индивидуальная /или в парах / работа с текстом: 1-ый ряд – по части «Муму- щенок», 2, 3-й ряды – по части «Взрослая Муму» Еще раз конкретизируем цель данной работы: во-первых, доказываем 1-й и 2-й пункты колонки «Роль текста» и заполняем колонку №4; во- вторых, думаем о других назначениях текста- описания. Учащиеся работают с карандашом, подчеркивая нужную лексику.

в) Беседа по результатам работы. В зависимости от выступлений учеников  возможны следующие вопросы- ориентиры со стороны учителя: каким описывается щенок? почему нет ничего о хвостике, ушках, а о глазках – подробно? что значит «барахтается…», «…на все свои старания…»? а еще как показано стремление к жизни, «живучесть» счастливой находки Герасима? какими глаголами, наречиями передаются действия Герасима? что значит «пустился большими шагами домой, …сбегал в конюшню»? как соотнести с последней фразой абзаца? почему взял «легонько», открыл «осторожно», ведь он богатырского сложения и замашек? /по части «Муму- щенок»/.

   Каким стал щенок через 8 месяцев? как и почему назвали? порода? какие эпитеты присутствуют в описании? глаза? /сопоставить со сценой гибели Муму и подумать ( не надо ответа), почему Герасим тогда « зажмурил глаза»?/, отношение Муму к Герасиму? к другим? ключевое слово здесь?   /«любила»(!)/, отношение Герасима? почему не любил, когда  гладили?/сопоставьте: не любил, когда и в каморку заходили/, повадки Муму? что за прием использован в выражении « с важностью на лице»? о чем говорит эта метафора? какие встретили сравнения? их значение? каким еще приемом подчеркивается старание Герасима? ( прием контраста: была слабая, тщедушная – превратилась в ладную собачку ) и т. д. / по части «Взрослая Муму»/.

   Если  позволяет время, можно предложить рассмотреть иллюстрацию  И. Пчелко «Герасим и Муму с водовозкой» : удалось ли художнику передать взаимоотношения   персонажей ?»

г) Подведение итогов работы с текстом, заполнение таблицы на доске.

Учитель. Мы смогли лучше представить себе собачку, ставшую Герасиму другом? Какая она? / Пишем в 3-ей колонке таблицы: «Маленькая, милая, умная, преданная». Что-то добавило это описание к образу хозяина собачки? / Пишем в соответствующей строке 3-й графы: «Одинокий…, заботливый, счастливый…»/ А что еще мы узнаем о Герасиме? /Учитель создает проблемную ситуацию, используя рисунки детей/. Как вы считаете, описание каморки помогает представить ее обитателя? Какой математический знак можно поставить между ними?

Ученики .Да, каморка под стать Герасиму, поставить знак равенства.

Учитель. Если следовать этой логике, какую собаку должен был изобразить Тургенев рядом с фигурой могучего дворника? А у нас? Какой математический знак поставим?

Ученики. Сильное, крупное животное. Муму же маленькая, беззащитная. Поставим знак «меньше»:

                         Изображение  каморки        = Герасим

                         Изображение   Муму      < Герасим

Учитель. Случайно ли это нарушение логики? Может быть, этим подчеркивается какая-то важная черта в характере нашего героя?

Ученики. Да, его главная черта – это сострадание к слабым и обиженным /вспомним и Татьяну/.

Учитель завершает соответствующую запись на доске, ученики – в тетрадях.

Учитель. Что нам осталось сделать? Что сформулировать?

Ученики. Третий и четвертый пункты таблицы.

Если детям трудно это сделать, учитель задает наводящие вопросы: чьи глаза смотрят на Муму? Кто так подробно ее описывает?

Ученики. Герасим?!   Читатели!?     Автор!..

Учитель. Конечно, и автор! И какое же отношение выражает  здесь автор?

Ученики. Любование, сопереживание, симпатию…

Учитель. Какова же 3-я роль этого описания?

Ученики. Выражает авторское отношение к героям и событиям. /Делаем соответствующие записи в таблице/.

Учитель. Ребята, это очень важное открытие. Но еще сложнее и важнее определить 4-ю роль описания.

Учитель вновь создает проблемную ситуацию, проведя параллель с ранее изученными произведениями.

Учитель. Вспомните, где мы раньше встречались с подобным подробным описанием какого-то дорогого хозяину предмета? В каком произведении?

Высказываются разные предположения, наконец, ученики вспоминают сказ П. Бажова «Хрупкая веточка».

Учитель. Какова судьба этой веточки? Что сходного между героями? И что хотели выразить барыня и хозяева прииска, лишая  и так всем в жизни обделенного человека  последней радости?

Ученики. И собачка, и веточка были очень дороги своим хозяевам. Их отбирали, желали уничтожить, чтобы унизитьтех, кому они принадлежали.

Учитель. Да, ребята, оказывается, можно унизить человека, не обозвав грубым словом и не подняв на него руку. Унизить, показав, что он – НЕ-человек, он – НИЧТО по сравнению с обидчиком. Возвращаю вас к странной фразе начала урока /Открывается доска, дети вслух читают, учитель сообщает, кем и о ком  это было сказано/. Почувствовали бы мы так остро беду Герасима, его унижение, не будь в рассказе подробного описания дорогого ему существа, которого и мы успели полюбить? Какой же призыв автора мы слышим в этом?

Ученики. НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА!

Учитель. Запишем эти слова /4-я строка 4-й колонки /.Какова же последняя, самая глубинная и важная роль описания? Ведь в призыве автора,

 сквозящем сквозь строки каждого эпизода рассказа, звучит то, ради чего он написан, т. е. что-то… Какое?..

Ученики. Главное!..Главная мысль!.. Идея рассказа!

Учитель. Молодцы! Запишем под пунктом №4: «Приближает читателя к пониманию главной мысли (идеи) произведения». Скажите, а призыв Тургенева устарел? Ведь давно нет крепостного права?

Ученики .Нет, не устарел. Люди до сих пор унижают друг друга…

Учитель. Бывает, взрослые унижают друг друга, дети унижают друг друга…Дорогие мои, не преуспевайте в черном искусстве унижения человека, побеждайте в себе такие желания. Это одна из главных побед человека.

 

 

 

  1. Подведение итогов урока.

Таблица заполнена и имеет следующий вид:

 

1.Название текста

2.Стиль речи

3.Тип речи

4. Что помогает понять читателю?

5. Роль текста

Собачка Муму

художественный

описание

Муму маленькая, милая, умная, преданная…

1.*помогает лучше представить предмет описания (животное)

Герасим одинокий… заботливый, счастливый…

2.помогает раскрыть образ героя (хозяина)

Автор любуется, сопереживает, сочувствует…

3.выражает авторское отношение к героям и событиям

Нельзя унижать человекачеловека!

4.приближает к пониманию главной мысли произведения

Учитель. Ребята, мы открыли для себя 4 роли описания животного в рассказе «Муму». Подчеркну, что это присуще любому описательному эпизоду любого талантливого произведения. Назовем еще раз.

Ученики  делают выводы: описания предметов, животных, людей  (портреты),  жилища, природы (пейзаж) выполняют следующие роли в художественном произведении: 1)помогают читателю лучше представить то, что описывается;2) помогают раскрыть образы героев произведения;3) помогают выразить авторское отношение; 4) приближают читателя к пониманию главной мысли произведения.

Учитель. К следующему уроку литературы проанализируйте, пользуясь таблицей, описание дороги домой (пейзаж). /Домашнее задание/.

  В заключение хочу сказать: читая книги внимательным сердцем, мы становимся лучше.

Учитель оценивает работу учащихся.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: annazueva1966
Просмотров: 1187 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2021
uCoz