Поэтому тщательно работаю над темами и текстами диктантов, перерабатываю предложенное методисточниками, составляю сама на основе художественных и публицистических произведений. Объемные тексты предлагаю как материал для переработки, согласованной с Вашей реальной дидактической задачей.
1. Друзья (текущее закрепление тем)
На циновке расположился смуглолицый цыганенок с цыпками на руках. Он держал бечёвку, витую из шёлковой нити, и шёпотом подзывал из кустов акации вороного коня с чёрными очами.
Акация и дикий крыжовник густо растут в широкой расщелине возле пастбища, потому что там свежо и прохладно.
Конь с развевающейся на ветру гривой подошёл почти беззвучно, удивительно легко переступая тяжёлыми копытами, и встал, блеснув очами. Рядом подпрыгивала маленького росточка собачонка с куцым хвостиком, явственно чувствуя, что скоро станет участницей скромного, небогатого яствами ужина.
Цыган, конь и собачка были друзьями-ровесниками.
(5 класс: Правописание безударных гласных в корне, гласных после шипящих, согласных в корне и т.д. )
2. Контрольная работа за 1 полугодие в 8 классе.
Прослушайте и озаглавьте текст.
Сколько микротем-абзацев вы бы выделили?
Запишите текст под диктовку, затем выполните задание.
Дом – пожалуй, одно из самых теплых и ласковых слов в нашем языке. Произнося его, даже житель-горожанин представит себе теплый очаг, возле которого греешься после возвращения с промозглого или ледяного пути. Вкусный ужин в кругу семьи. Людей, которым звонишь, когда задерживаешься.
Однако дом – это труд, без которого никакого дома не будет. Дом не берлога. Дом – это мысль. Мысль, воплощенная сначала в проекте, а потом – в дереве, камне или металле. Дом – это путь. И не только в географическом смысле, из точки А в точку Д. Это путь от закладного камня до занавесочек на кухне. Это путь из своего детства к своим правнукам. Это корни, пущенные глубоко в землю, соками которой питаешься. Это смысл, который обретаешь, глядя в глаза близких и родных. Это крылья, которые вырастают на месте полученных ран. Это молитва, которая расправляет отросшие крылья.
Несмотря на это, большинство известных нам праведников не имели дома. Они были странниками и скитальцами. Почему? Быть может, потому, что те самые мысли, корни и занавесочки не дают крыльям вырасти в должную меру? Дом, как крепость, должен защищать от невзгод. Но дом должен и учить противостоять невзгодам. Дом должен уметь отпускать выросших птенцов. (191 слово)
Из журнала «Наследник».
ЗАДАНИЕ.
Произведите синтаксический разбор предложения, укажите вид сказуемого.
1 вариант
Группа А.
Дом – пожалуй, одно из самых теплых и ласковых слов в нашем языке.
Группа Б.
Дом, как крепость, должен защищать от невзгод.
2 вариант.
Дом должен уметь отпускать выросших птенцов.
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПП.
1) Подчеркните ГО (подлежащее и сказуемое, проводя двухсторонние стрелки-вопросы), надпишите, какими частями речи они выражены.
2) Проведите стрелки и задайте вопросы к второстепенным членам, подчеркните их (определение, дополнение, обстоятельство), надпишите, чем они выражены.
3) Дайте характеристику П в скобках:
- по цели высказывания (повеств., вопросит., побудит.)
- по интонации (воскл., невоскл.)
- по числу грамматических основ (ПП или СП)
- по составу ГО (двусост.(- и =), односост (- или =).
- по наличию второстеп. членов (распр. (есть ВЧП), нераспр.(нет ВЧП)
- по осложненности (неосложненное или осложненное: ОЧП, обособленными ЧП, обращением, вводным словом)
4) Начертите схему ПП.
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СП.
1) Подчеркните ГО (подлежащее и сказуемое, проводя двухсторонние стрелки-вопросы), надпишите, какими частями речи они выражены.
2) Дайте характеристику П в скобках:
- По цели высказывания (повеств., вопросит., побудит.)
- по интонации (воскл., невоскл.)
- по числу грамматических основ (ПП или СП)
-
- Бессоюзное или союзное это СП
- Если союзное, то ССП или СПП (+вид придаточного ПП в СПП).
3) Если требуется, пронумеруйте ПП в составе СП и разберите каждое, как ПП (см. памятку выше).
4) Начертите схему СП.
Тире м/у подлежащим и сказуемым, обособленные ЧП, знаки препинания в БСП, в П с прямой речью, в ССП и СПП; неполные П; правописание приложений, словарных слов.
3. Путешественник Федор Конюхов.
Наша страна богата удивительными людьми. Один из них – знаменитый путешественник Федор Конюхов.
Он воспитывался в простой крестьянской семье, в которой было пятеро детей. К дальним походам Федор готовил себя с ранних лет, тренировался, может быть, не совсем осознанно: научился хорошо плавать и нырять, ходить на шлюпке на веслах и под парусом, купался в холодной воде, спал на сеновале. В футболе и беге на большие дистанции среди школьных ребят равных ему не было, и больше всего его привлекало море, морская стихия и романтика. В 15-лет Федор совершил свой первый поход: на гребной лодке пересек Азовское море.
Конюхов - первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Это также первый в истории России человек, совершивший одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок. Всего Федор Конюхов совершил 5 кругосветных путешествий, более 50-ти уникальных экспедиций и восхождений. Кроме того, он художник, писатель, ученый, а с недавнего времени – православный священник. Надежная поддержка Федора – его семья: жена Ирина, трое детей и шестеро внуков.
Приоритетное направление путешественника – одиночные плавания по океану. «Вот идешь ты на яхте: вокруг океан, над головой – звездное небо… Океан как Вселенная! Кажется, ты один в целом мире. Непередаваемое чувство! И в этот момент сами собой рождаются стихи, - рассказывает Федор. - И есть одно непременное условие: настоящий путешественник должен очень любить море и горы, пустыни и снега, китов и белых медведей, свежий ветер и россыпи звёзд на ночном небе. Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своём сердце. Иначе никакой ты не путешественник!»
Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей науке, спорту, туризму, всему обществу. Они показывают, чего может достичь человек, умеющий сохранять здоровье, работоспособность, спокойствие в самых сложных ситуациях. Ф.Ф.Конюхов признан самым универсальными профессиональным путешественником современности. (306 слов)
Вводные слова, тире между подлежащим и сказуемым.
4. Школьник и сотовый телефон
Сотовый телефон – универсальная вещь, без которой сейчас не обходится даже младший школьник.
Но надо знать, что эта удобная вещь может нанести ощутимый вред здоровью ребенка. По мнению ученых-биофизиков, электромагнитные излучения сотовых телефонов приводят к ухудшению памяти, слуха, бессоннице, снижают иммунитет, вызывают раздражительность, преждевременное старение. Одно из страшных последствий – злокачественная опухоль головного мозга.
Поэтому надо соблюдать некоторые правила. Во-первых, говорить не более трех минут. Во-вторых, использовать модели с низким показателем удельной мощности излучения (SAR) или вместо звонков отправлять SМS сообщения. В-третьих, нельзя носить телефон на теле, а только в сумке. В-четвертых, не разговаривать в машине, так как электромагнитные волны, отражаясь от металлического кузова, усиливаются в несколько раз. В-пятых, во время сна выключать телефон и убирать на полтора-два метра от спального места. Кроме того, прикладывайте телефон к уху только после соединения, так как во время набора телефон - источник большого количества излучений. А во время самого разговора пользуйтесь наушниками или громкой связью. Также используйте для телефонов чехлы из специального материала, который ослабляет излучение.
Выполнение этих несложных правил – гарант нашего здоровья.
|